Психология социальной работы

Опубликовано: 03.02.2018


Взаимосвязь психологии и социальной работы

психология социальная работа

Пример 2. Значение психологических знаний для социальной работы можно рассмотреть на примере взаимодействия социального работника с людьми, совершившими или пытающимися совершить попытку самоубийства, т.е. суицидальными клиентами. Социальному работнику истинное суицидальное поведение следует отличать от сходных вариантов самоповреждений и демонстративно-шантажных попыток, цель которых - не лишить себя жизни, а продемонстрировать это намерение. Причем следует учитывать тот факт, что нередко такая демонстрация заканчивается смертью из-за не учета реальных обстоятельств.

Причинами суицидальных деяний могут быть непреодолимые для личности препятствия, имеющие остро выраженную негативную окраску (утраты, разочарования, обиды, измены, просчеты, конфликты, различные по силе и субъективной значимости для индивида, по внезапности, продолжительности и повторяемости).

Описание этого явления в категориях психологии показывает, что человек решает лишить себя жизни под влиянием тех ли иных обстоятельств когда, во-первых, его существование утрачивает смысл; во-вторых, происходит переоценка жизни и смерти: терпит поражение все, что удерживало человека на Земле; в-третьих, наиболее сильный удар приходится на нравственные ценности личности; и наконец, принятие суицидного решения - акт проявления морально-психологического выбора, когда в мотивации самоубийства видится определенный смысл, происходит перемещение смысла жизни на смысл смерти (инверсия). Именно инверсия и "запускает" поведенческий механизм добровольного ухода из жизни.



Психологические основы социальной работы


Место психологии в системе социального знания

Научные психологические знания в настоящее время применяются везде, где необходимо учитывать психологию людей и человеческие взаимоотношения. Как известно, имеются традиционные области использования психологических знаний - образование, медицина, экономика, политика. Ими, однако, не исчерпывается интерес к психологическим знаниям, которые необходимы всем без исключения людям для лучшего понимания себя и окружающих, чтобы устанавливать с ними нормальные человеческие отношения. Относительно недавно психологические знания стали востребованы в сфере социальной защиты населения.

В социальной сфере относительно недавно начали работать практические психологи, а также специалисты по социальной работе, выполняющие психосоциальную работу.

С возникновением социальной работы в нашей стране появились практические запросы на решение ряда социальных проблем, чаще всего связанных с оказанием помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, пожилым людям и инвалидам, подросткам и другим уязвимым группам населения. Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения.

Современная психология пытается оценивать свои собственные возможности и перспективы развития в сфере социальной работы, которая требует практических применений, вмешательства в кризисную или тяжелую жизненную ситуацию, ищет ответы на вопросы, что "может" или что "должна" сделать психология, чтобы успешно решать острые задачи оказания помощи разным группам населения. Это требует новых подходов, разрабатываемых в отечественной и зарубежной психологии.



Социально-психологические методы в социальной работе


Социальная работа направлена на оказание помощи человеку в его семье, социальной среде, в коррекции ее межличностных отношений и внутриличностного статуса. Поэтому психологические методики по праву активно используются и в подготовке специалиста, и в его профессиональной деятельности. Многообразие психологических технологий, которые активно разрабатываются, практикующий специалист применяет в зависимости от своего основного подхода к человеку и обществу.

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, если применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности действительно индивидуально необходимые для конкретного человека методы, с учетом его социальных потребностей и интересов.

Социально-психологические методы направлены на нормализацию поведения индивидов и социальных групп при микросоциальные работе. Они используются в качестве способов социальной терапии при индивидуальной и групповой работе [65, с. 76].

В работе практического психолога сложились четыре основных направления:

- Психодиагностика;

- Психокоррекция;

- Психологическое консультирование;

- Психопрофилактика.

Такое разделение труда и дальнейшая глубокая специализация в каждой области, включая как дополнительные теоретические знания, так и технологическую практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма.

Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:



Психологические методы в социальной работе


Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Проведение психологической коррекции;

3. Разработка мероприятий по социально-психологической реабилитации пострадавших;

4. Оказание социально-психологической помощи родным и близким пострадавших и погибших.

Многие психические состояния могут быть отнесены к группе психогенных расстройств. Лечение проводит врач специалист (психиатр или психотерапевт). Однако социальный работник обязан иметь четкое представление о симптомах психических расстройств и уметь дифференцировать, диагностировать состояние нормы и патологии. Умение социального работника соотносить наблюдаемое состояние с нормой или патологией позволяет избежать более тяжелых последствий.

Объект деятельности социального работника - обычный здоровый человек, поэтому ему важнее знать личностные особенности человека, обуславливающие возможность успешной адаптации в самых разнообразных условиях. Знание этих особенностей позволяет специалисту прогнозировать успешность деятельности и вероятные последствия для здоровья.

Наиболее существенные характеристики экстремальных ситуаций внезапность их возникновения и бесконтрольность протекания со стороны человека.

Специалистам различного профиля, выполнявших служебные обязанности в экстремальных условиях, проявление невербальной агрессивности вряд ли стоит рассматривать как закрепленную форму поведения обусловленную биологической целесообразностью. Особенности психики человека могут выступать в качестве прогностических критериев развития психогенных нарушений в экстремальных условиях деятельности, что особенно актуально при решении задач оказания им специализированной социально- психологической помощи в процессе сопровождающей деятельности и реабилитации.



Тренинг в социальной работе


Одной из основных проблем клиентов социальной сферы являются трудности общения, взаимопонимания и взаимодействия с другими людьми. Работа специалистов "помогающих профессий" - психолога, педагога, социального работника - часто направлена на обучение клиентов навыкам, позволяющим успешно справляться с жизненными трудностями, и в первую очередь коммуникативным навыкам. Хорошо зарекомендовал себя в этом направлении социально-психологический тренинг. Для проведения этого вида тренинга необходимо специальное обучение, которое проводится в рамках дополнительного образования. Вместе с тем освоение данной деятельности начинается с изучения теоретических представлений о тренинге и участия в тренинговых программах. Сделаем первый шаг в приобретении знаний о работе специалиста социальной сферы в тренинговом формате.

Термин "тренинг" (от англ. train, training) имеет много значений. Это обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Тренинг - это совокупность приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.

Общепризнанного определения понятия "тренинг" не существует. Ученые выделяют различные аспекты данного вида психологической работы. Так, Л.А. Петровская определяет социально-психологический тренинг как средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения.

Для определения тренинга часто используют термин "психологическое воздействие". Однако воздействие само по себе не может служить целью тренинга и его пользователей. Тренинг это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.



Реферат: Психологические технологии в социальной работе


«Психологические технологии в социальной работе»

ПЛАН

Введение

1. Сущность и значение психологии в социальной практике

1.2 Социально-технологические методы

2. Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе

Заключение

Список литературы

Введение

Современное российское общество подвергается мощным психологическим травмам: количество людей, вынужденных обращаться к психологам, за последние 4-5 лет возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы вызывают неврологический синдром, который поражает не только отдельные лица, но и целые слои общества. Например, 41-50% беженцев страдают от психических расстройств. Психиатры утверждают, что 80% выпускников детских домов имеют психические расстройства и являются их потенциальными пациентами. Поэтому так остра необходимость развития системы психологической помощи населению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих технологией работы в этой области.

1. Сущность и значение психологии в социальной практике

Пристальное внимание к психологии обусловлено сложным характером задач, стоящих перед человеком в эпоху «технологических революций», которая сопровождается кризисом традиционных институтов социализации личности, изменениями общественной структуры и в конечном счете возрастанием роли личностного фактора в жизнедеятельности общества.

Социальный работник часто должен ответить клиенту на вопрос о смысле нашего существования на Земле, имеющий для человека исключительное, жизненно важное значение, «ибо тайна человеческого бытия, — как писал Ф.М. Достоевский, — не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить». Психология как наука возникла и опирается на знания, которые давно и активно применяются в религии, искусстве, медицине, в социальных технологиях управления массами.



1.1.4. Психологическое обеспечение социальной работы


Эффективность социальной работы обеспечивается рядом фак­торов — экономическими, управленческими, педагогическими, психологическими, а также материальной базой. Психологическое обеспече­ние социальной работы — один из основных факторов. Так, например, психо­логические средства позволяют сформировать доверие людей к системе социальной работы, а психологический анализ опыта ­деятельности как основного средства социализации показывает ведущую роль личностных качеств. Не меньшее значение имеют социальные отношения, в которых стержневую роль играют психо­логические компоненты (интересы, потребности, чувства, установки, идеалы и др.). В психологическом обеспечении участвуют различные направления психологической науки

Практическая психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы и выступает централь­ной ячейкой социально-педагогических и психологических приемов, используемых для решения задач социальной работы. Например, методы социального научения предполагают использование меха­низмов социального восприятия, социального мышления.

В социальной работе существенную роль играет психология социальной деятельности. Социальная деятельность представляет собой изучение и преобразование социума и личности человека, поскольку в ней присутствуют психологически четко окрашенные элементы — мотивация, психологий анализ, управление.

Психолог-ое обеспечение соц-ой работы органически включает развитие ее мотивации. Психологический подход в ней помогает мобилизовать прагматические, утилитарные, альтруисти­ческие мотивы человека.



Социальная работа и психология


Глава 1 Система социальной работы 1.1 Особенности социальной работы как вида деятельности

В начале ХХ столетия социальная работа приобрела статус новой профессии. В вузах России осуществляется подготовка специалистов по социальной работе, деятельность которых задана запросами общества.

Социальные работники как профессионалы осмысливают сущность жизнедеятельности отдельной личности, группы людей, их изменения под воздействием различных экономических, социально-психологических факторов. И не только осмысливают, но и решают практические задачи по оказанию помощи отдельным людям (группам, общностям) для успешного решения жизненных задач, реализации интересов и стремлений.

Профессионал должен быть грамотным специалистом (владеть определенной системой знаний) и быть носителем высоких нравственных качеств. Исследователи в области социальной работы, социальной педагогики, среди которых: В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.Г. Бочарова, С.А. Беличева и др. считают, что овладеть профессией социального работника можно только в индивидуально-личностном, деятельностном контексте. Зайнышева, И.Г. Технологиясоциальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. - С. 73 В.Г. Бочарова считает, что профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентацией и интересов социального работника. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - С. 24 Прежде чем рассматривать специфику социальной работы как форму практической деятельности, следует напомнить, что вообще понимается под деятельностью. В научной литературе термин «деятельность» имеет весьма широкое распространение. И. Гегель употреблял это понятие по отношению к движению. В философии данный термин употребляется в качестве инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. В отечественной науке проблемы деятельности разрабатывались в различных гуманитарных дисциплинах, но, прежде всего, в философии (П.В. Капнин, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин, М.С. Каган, В.П. Иванов и др.) и психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, В.Н. Мясищев и др.). Л.П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 121 В любой деятельности центральным компонентом можно выделить субъекта, то есть того, кто осуществляет действия и операции. Л.П. Гуслякова и Е.И. Холостова считают, что, рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида профессиональной деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее.


www.musicindetails.ru Powered by © 2013