Школа бухгалтера № 10 :: Учет в бюджетных учреждениях

  1. Смета бюджетных учреждений
  2. составляющие сметы
  3. структура сметы
  4. Нормативная база

Школа бухгалтера № 4 (10.3.2003)
Бухгалтерский учет

Внимание! архивная публикация

Эта страница содержит древнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время вероятно потеряла актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua
или выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.

Продолжаем тему бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В данной публикации мы рассмотрим структуру сметы, порядок его составления и исполнения. Также рассмотрим как формируются доходы и расходы бюджетных учреждений.

Смета бюджетных учреждений

Как мы уже знаем из предыдущей публикации, бюджетное учреждение может вести учет самостоятельно или обслуживаться централизованной бухгалтерией. Но и в первом, и втором случаях для обеспечения своей деятельности учреждение составляет индивидуальные сметы и планы ассигнований по каждой бюджетной программе (функции), которую она будет выполнять, например, для оказания медицинской помощи населению, для контроля за поступлением налогов и тому подобное. Если имеете представление, что такое бизнес-план на предприятиях, то вам будет понятно и понятие сметы. То есть это почти (повторяем, почти) тот же бизнес-план, но имеющий свои особенности.

составляющие сметы

Итак, для того, чтобы бюджетное учреждение выполняло свои функции, определенные его Положением или Уставом, ей в первую очередь необходим план, в котором должны быть определены доходы, которые она должна получить в течение бюджетного периода, и соответствующие расходы, которые будут осуществлены на содержание учреждения для осуществления им своих полномочий. Так, городскому совету необходимо выполнять свои полномочия по осуществлению соответствующего контроля за поступлением налогов и местных сборов (содержание автостоянок, заработная плата контролерам, которые осуществляют сбор за парковку, контроль за полнотой поступления выручки и т.д.). Управление культуры планирует, которые культурно-массовые мероприятия будут проведены в течение года, сколько на это уйдет средств, выручка от них поступит в бюджет за ответ период.

Согласно п. 1 Порядка № 228 составление, рассмотрение, утверждение и основные требования по выполнению смет доходов и расходов бюджетных учреждений и организаций, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2002 г.. № 228 (далее - Порядок № 228):

Смета бюджетных учреждений (далее - смета) является основным плановым документом, который предоставляет полномочия бюджетному учреждению по получению доходов и осуществления расходов, определяет объем и направление средств для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных на год в соответствии с бюджетными назначениями.

Бухгалтер бюджетного учреждения имеет непосредственное отношение к сметы, как к его планированию (предоставляя отчетные данные за предыдущий период финансовому подразделению), так и к контролю за его исполнением, ведь бухгалтер отвечает за все операции, которые будут осуществлены бюджетным учреждением в течение бюджетного периода.

Каждое учреждение, выполняя свои функции, должна иметь на это соответствующее разрешение, закрепленный законом, и право получать и распоряжаться средствами в определенных объемах, то есть иметь определенные полномочия. В свою очередь бухгалтеру необходимо знать:

  • какие средства должны поступить в бюджет;
  • сколько можно использовать на содержание учреждения;
  • как их правильно использовать.

Перед началом бюджетного периода всеми учреждениями на следующий бюджетный год, на который планируются расходы, составляются сметы. Зачем бухгалтеру нужно знать, что такое смета? Во-первых, согласно государственному классификатору управленческой документации баланс выполнения сметы расходов и отчет о его выполнении являются финансовой документацией, которую подает бухгалтер.

Во-вторых, согласно квалификационной характеристикой главного бухгалтера, именно бухгалтер принимает участие в подготовке и представлении других видов периодической отчетности, предусматривающих подпись главного бухгалтера. А пунктом 37 Порядка № 228 предусмотрено, что сметы и планы ассигнований подписываются руководителем учреждения и руководителем ее финансового подразделения или главным (старшим) бухгалтером. В том случае, когда в учреждении не предусмотрено по штату должности начальника финанасовго подразделения (например, сельских, поселковых, городских советах, территориальных центрах соцзащиты и т.д.), составление и утверждение сметы ложится на плечи главного бухгалтера.

Розлянемо структуру сметы подробнее.

структура сметы

Любой смета состоит из двух частей:

  • И часть "ДОХОДЫ";
  • ИИ часть "РАСХОДЫ".

В свою очередь и доходы и расходы состоят из общего и специального фондов (определяется законом о Госбюджете Украины).

В общий фонд сметы бюджетного учреждения можно отнести средства, поступающие от уплаты налогов, сборов 1, предоставления услуг и от вышестоящего учреждения для содержания учреждения и расходуются в соответствии с определенными видов основной деятельности.

1 Например, согласно р. ИИ ст.2 "Доходы Государственного бюджета" Закона Украины "О Государственном бюджете на 2003 год" от 26.12.02 г.. № 380-IV 30% акцизного сбора с ввезенных на территорию Украины товаров поступает в общий фонд , а 70% этого же сбора согласно ст. 10 поступают в специальный фонд.

В специальный фонд сметы относятся средства, поступающие от уплаты налогов, сборов, предоставления услуг, предусмотренных законом Украины о государственном бюджете, и расходуются на расходы за счет этих поступлений на конкретную цель, например, для создания государственных запасов и резервов.

Поэтому для создания специального фонда в составе местного бюджета должно быть выдано решение соответствующего совета о создании такого фонда, в котором перечисляются конкретные источники поступлений и расходы, которые будут осуществляться за счет средств этого фонда. Такое решение принимается с соблюдением закона о Госбюджете Украины.

Чтобы сгруппировать доходы, расходы и финансирование бюджета по экономическим признакам, функциональной деятельностью, организационным устройством в соответствии с действующим законодательством и международными стандартами, Минфином Украины разработан бюджетной классификации, которая нашла свое отражение в приказе МФУ от 27.12.2001 г.. № 604. Подробнее рассматривать ее в данной публикации нет смысла. А вот с общими положениями следует ознакомиться.

Бюджетная классификация имеет следующие составные части:

1) классификация доходов бюджета;

2) классификация расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) бюджета;

3) классификация финансирования бюджета;

4) классификация долга.

Зачем бухгалтеру бюджетная классификация? Например, поступили средства от вышестоящего учреждения и в платежном поручении указано: КФК 0900, КЭКР 1140 на сумму 1000 грн. Итак, бухгалтеру необходимо знать, что КФК 0900 (код функциональной классификации) - образование, КЭКР 1140 (код экономической классификации расходов) - расходы на командировки. То есть учреждении поступили средства от главного распорядителя на отрасль образования на выплату командировок работникам. Рассмотрим еще один пример. Поступили средства в городской совет от управления жилищно-коммунального хозяйства, и в "платежке" снова стоит код КФК 0600 "Жилищно-коммунальное хозяйство", код дохода 16010200 "Коммунальный налог". Зная бюджетную класифыкацыю, можно сказать, что управление уплатило городском совете вышеуказанный налог. Согласно этим кодам бухгалтер контролирует правильность поступления и использования средств согласно смете.

Теперь рассмотрим подробнее из чего складываются доходы.

Доходы - это средства, полученные учреждением от:

1. Предоставление платных услуг;

2. Выполнение работ;

3. Реализации продукции;

4. Продажи необоротных активов (кроме зданий и сооружений);

5. Суммы излишков материалов, выявленных при проведении инвентаризации;

6. Списание дебиторской задолженности;

7. Средства на выполнение отдельных поручений;

8. Другие собственные поступления: средства, фактически поступивших от вышестоящего учреждения;

9. Средства, поступившие непосредственно на имя учреждения (например, благотворительная помощь), субвенции, полученные из бюджета другого уровня.

Согласно классификации все доходы в смете обозначаются кодами, например, код 11010000 означает такой вид дохода, как "Подоходный налог с граждан", код 13050200 - "Арендная плата с юридических лиц". Итак бухгалтеру необходимо знать, какие поступили средства, и как их классифицировать по кодам. Кроме доходов органы власти и органы местного самоуправления также привлекают средства путем взятия долговых обязательств (вспомним государственный долг Украины перед МВФ). Доходы и долги бюджета считаются поступлениями в бюджет.

Расходы - это расходы, которые осуществляет учреждение для своего содержания и выполнения своих Функ. В т. Ч. Расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной и не выплаченной заработной платой и стипендиями и т.д., одним словом - кредиторская задолженность. То есть под расходами понимаются государственные платежи, которые не подлежат возврату. Расходы делятся на текущие и капитальные.

Они бывают возмездным, то есть совершенными в обмен на товар или услугу, или неоплатными (односторонними), например, такими, как заработная плата, питание, медикаменты и т. Под капитальными расходами понимают платежи с целью приобретения предметов, оборудования и т.п. со сроком службы более года, запасов товаров, земли, нематериальных активов или безвозмездные платежи, которые передаются получателям с целью приобретения ими активов или компенсации потерь, связанных с разрушением или повреждением основных фондов . К текущим расходам относятся платежи, которые осуществляются в течение года на неотложные нужды учреждения (выплата заработной платы, расходы на командировки, отопления и т.д.).

В учреждениях расходы могут быть двух видов:

  • кассовые;
  • фактические.

Начисленные и оплаченные расходы учитываются как кассовые расходы, начисленные, но не оплаченные расходы считаются фактическими.

Для наглядности представим смету сокращенно в виде таблицы.

Доходы и расходыСумма

2 1 Остаток денежных средств на начало года 1000 2 Всего доходов, в т.ч .: 30000 2.1 Доходы общего фонда Налоговые поступления: налоги на доходы, налоги на прибыль, акцизный сбор, налоги на собственность, сборы на специальное использование природных ресурсов, государственная пошлина, НДС 15000 Неналоговые поступления: поступления от размещения в учреждениях банков временно свободных бюджетных средств, поступления от санкций (штрафов, пени и т.п.), средства от реализации имущества, конфискованного по решению суда, дивиденды (доход), начисленные на акции (ей тки, паи) хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности 5000 Доходы от операций с капиталом: поступления от реализации государственных запасов товаров, поступления от продажи земли и нематериальных активов, налоги на финансовые операции и операции с капиталом 2500 2.2 Доходы специального фонда Налоговые поступления: сбор за геологоразведочные работы, акцизный сбор, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, ввозная пошлина и т.д. 5000 Неналоговые поступления: часть прибыли (дохода) государственных предприятий, которая изымается в б юджету, средства от арендной платы 2500 Официальные трансферты: дотация, субсидия 2500 3 Всего расходов, в т.ч. : 29500 3.1 Текущие расходы Зарплата 6000 Электроэнергия 2500 Отопление 2000 Приобретение оборудования, инвентаря 1000 Расходы на транспорт и т.д. 2500 Расходы на командировку 1000 3.2 Капитальные расходы Приобретение основного капитала (зданий, сооружений), приобретение земли 5000 Создание государственных запасов и резервов 5000 3.3 Кредитование с вычетом погашения Предоставление внутренних кредитов за вычетом погашения 2500 Предоставление внешних кредитов за вычетом погашения 2000 4 Остаток средств на конец года 1500

2 Суммы условные

Кто составляет смету доходов и расходов бюджетного учреждения? Какова роль бухгалтера в формировании и планировании доходной и расходной части сметы? В целом, это совместная работа финансистов и бухгалтеров, так рассчитываются доходы и расходы на основе финансовой отчетности. Бухгалтер на основе показателей бухгалтерской отчетности подает в письменном виде финансовому подразделению учреждения данные о фактически использованных средствах в прошлом периоде по статьям расходов, данные о поступлении доходов, штатное расписание за прошлый год. Финансовое подразделение в свою очередь на основе этих данных рассчитывает план поступлений доходов и расходы, исходя из конкретных сумм за прошлый период. За основу расчетов берутся следующие показатели:

а) объем предоставления тех или иных платных услуг, а также другие расчетные показатели (площадь помещений и стоимость оборудования и другого имущества, сдаваемых в аренду, количество мест в общежитиях, количество посещений музеев, выставок и т.п.) и размер платы в расчете на единицу показателя , который должен устанавливаться в соответствии с законодательством;

б) прогнозное поступление сборов (обязательных платежей) в специальный фонд бюджета.

То есть при формировании доходов обязательно учитывается уровень их фактического выполнения за последний отчетный год. Например, вашей учреждении ежегодно поступают средства от платы за лицензии на внедрение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификатов, выдаваемых исполнительными органами соответствующих советов на сумму 10 тыс.грн. Соответственно, запланировать меньше поступления средств от этой платы вы не можете. Показатели приводятся в объеме, указанном в расчете, и должны полностью соответствовать показателям бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды.

При расчетах расходной части сметы обязательным является выполнение требования относительно первоочередного обеспечения бюджетными средствами расходов на оплату труда и соответствующих отчислений, а также на хозяйственное содержание учреждений. При этом расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и т.п., которые не являются первоочередными, могут предусматриваться только при условии обеспечения средствами неотложных расходов и отсутствия задолженности. То есть, если вам захотелось провести ремонт помещения только потому, что вам не нравится цвет обоев или вид из окна, или же вы считаете, что стул, на котором вы сидите, менять на солидное офисное кресло - пожалуйста, но в первую очередь необходимо, чтобы не было задолженности на содержание учреждения по коммунальным платежам, зарплате и тому подобное.

Расчеты доходов и расходов учреждения подаются на рассмотрение руководителю учреждения, своей подписью утверждает данные расчеты, и они являются основой для составления проекта сметы. Кроме проекта сметы бухгалтером или начальником финансового подразделения учреждения рассчитывается план ассигнований.

План асигувань - это помесячное распределение расходов, утвержденных в смете, и который является неотъемлемой частью сметы и утверждается вместе с ним.

Опять же данный план рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности за предыдущий год. Поскольку деятельность учреждения постоянна, и она осуществляет свои функции в соответствии с уставом или положением, то соответственно, поступления от деятельности учреждения и расходы (фонд заработной платы, другие расходы) на содержание учреждения рассчитываются ежемесячно. Также при составлении проектов смет необходимо учитывать показатели лимитных справок.

п. 27 Порядка № 228:

Лимитная справка о бюджетных ассигнованиях (далее - лимитная справка) - это документ, который содержит утвержденные бюджетные назначения (установленные бюджетные ассигнования) и их помесячное распределение, а также другие показатели, согласно законодательству должны быть определены на основе нормативов, и кажется, соответственно , Минфином, Министерством финансов Автономной Республики Крым, местным финансовым органом, главным распорядителем. Показатели лимитной справки доводятся до сведения главных распорядителей, распорядителей низшего уровня для уточнения проектов смет и составления проектов планов ассигнований.

Проект сметы, план ассигнований и штатное расписание подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером или начальником финансового подразделения и представляются на рассмотрение вышестоящему учреждению (главному распорядителю бюджетных средств). После рассмотрения проектов формируются на их основе бюджетные запросы, которые также подписывают руководитель и главный бухгалтер (начальник финансового подразделения учреждения).

п. 10 ст. 2 Бюджетного кодекса:

Бюджетный запрос - документ, подготовленный распорядителем бюджетных средств, содержащий предложения с соответствующими обоснованиями относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующий бюджетный период.

И наконец, когда проекты смет утверждены, сформированы бюджетные запросы, составляются сметы. Фактически они уже составлены, и лишь формально заполняются формы смет. Типовые формы устанавливает Минфин Украины. На 2003 год приказом утверждена типовая форма сметы Минфина № 57.

Указанные документы (смету, план ассигнований, штатное расписание) подаются и утверждаются в двух экземплярах, один из которых возвращается учреждению, а второй остается в вишестоячий учреждении, руководитель которой их утвердил. В дальнейшем бухгалтер контролирует выполнение как доходной, так и расходной части сметы. Если вы совершили перерасхода в средств, предназначенных, например, для расходов на командировки, то отвечать будет в первую очередь руководитель, а за ним и бухгалтер.

Алексей Слипачук, главный специалист "ДК"

Нормативная база

1. Бюджетный кодекс - Бюджетный Кодекс Украины от 21.06. 2001 № 2542 - III.

2. Порядок № 228 - Постановление КМУ от 28.02.2002 г.. № 228 "Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования по выполнению доходов и расходов бюджетных учреждений и организаций".

3. Бюджетная классификация № 604 - Приказ МФУ от 27.12.2001 г. ". О бюджетной классификации и ее утверждения".

4. План счетов и порядок их применения № 114 - Приказ УГК МФУ от 10.12.99 № 114 "Об утверждении счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений".

5. Приказ № 57 - Приказ МФУ от 28.01.02 г.. № 57 "Об утверждении документов, применяемых в процессе выполнения бюджета" с изменениями.


Главное о подоходном налоге с граждан   Налоговый учет   В продолжение освещения темы об особенностях взимания подоходного налога с граждан (см Главное о подоходном налоге с граждан
Налоговый учет
В продолжение освещения темы об особенностях взимания подоходного налога с граждан (см. "Школы бухгалтера" 44/2002, № 48/2002, № 5/2003, № 7/2003) рассмотрим еще несколько моментов, касающихся расчета этого налога при получении физическими лицам ...

Отпускные в бухгалтерском учете   № 24 (16 Отпускные в бухгалтерском учете
№ 24 (16.6.2008) :: Бухгалтерский учет
Тема отражения в учете операций по предоставления отпуска работникам получает особую актуальность в летний период. Поэтому, как правильно отправить работника в отпуск, посвящена данная статья ....

Уступка требования - цессия и факторинг   № 22 (2 Уступка требования - цессия и факторинг
№ 22 (2.6.2008) :: Бухгалтерский учет
В бухгалтерской практике все чаще встречаются договора перевода долга и щодо новые для отечественного законодательства термины «цессия» и «факторинг». О том, что это такое и как операции в рамках перевода обязательств на третье лицо отражаются в ...

Зачем бухгалтеру нужно знать, что такое смета?
Зачем бухгалтеру бюджетная классификация?
Какова роль бухгалтера в формировании и планировании доходной и расходной части сметы?
www.musicindetails.ru Powered by © 2013